Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в нашем дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
Инновационная деятельность в детском саду

Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При осуществлении инновационной деятельности в нашем ДОУ ставятся следующие задачи:
- развитие индивидуальности воспитанников;
- развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
- повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
- стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
- повышение интеллектуального уровня детей;
- развитие креативности и нестандартности мышления.
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Инновационная деятельность в нашем детском саду осуществляется согласно:
- Согласно Приказу Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №786 от 01.12.2016 г. МБДОУ детскому саду №29 присвоен статус «Муниципального методического ресурсного центра», по теме: «Построение вариативных моделей сетевого взаимодействия ДОУ с образовательными институтами, семьёй, общественными организациями и объектами социума». Педагогический состав успешно работает по данному направлению. Ежегодно участвует в областных семинарах, конференциях, предоставляет собственный опыт работы на различных уровнях, ежегодно публикует отчет о деятельности ММРЦ на официальном сайте ДОУ.
- На основании Приказа от_10 от 20.03.2018г. Москва О присвоении статуса областной пилотной площадки образовательным учреждениям Пилотной площадкой по апробации и внедрению ООП «Теремок», МБДОУ детский сад №29 участвует в апробация и внедрение комплексной основной образовательной программы «Теремок» (для детей от двух месяцев до трех лет)» дошкольным образовательным учреждением январь 2018- декабрь 2021 года. За 2019 год достигнуты следующие результаты работы. Участники пилотной площадки успешно апробируют и внедряют ООП «Теремок», активно участвуют в Постоянно действующем семинаре по апробации и внедрению комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трёх лет, представляя опыт работы. (работа завершена май 2020 год.)
- На основании Приказа Министерства Просвещения РФ Федерального государственного бюджетного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» «ФГБНУ «ИХОиК РАО»№148 от 02.10.2020 г. о включении в состав участников сетевой инновационной площадки «Вариативные модели социокультурной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста» МБДОУ детский сад №29 включен в состав участников сетевой инновационной площадки ФГБНУ «ИХОиК РАО» « Вариативные модели социокультурной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста».
- МБДОУ детский сад №29 является опорной площадкой «Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия ДОУ с образовательными институтами, семьей, общественными организациями и объектами социума» (Приказ УО Администрации города Новочеркасска от 03.09.2018 №443). Педагогический коллектив под руководством заведующего, активно работает по данному направлению, организует и проводит мероприятия в рамках сетевого взаимодействия ДОУ с образовательными институтами, семьей, общественными организациями и объектами социума. Все мероприятия проходят в режиме «открытых площадок». Количество и активность участников значительно увеличивается. Работа опорной площадки продолжается.
Приказ об утверждении Положения о муниципальном методическом ресурсном центре и присвоении статуса «муниципальных методических центров» общеобразовательным организациям.
Приказ «О присвоении статуса муниципального методического ресурсного центра»
Приказ о присвоении статуса сетевой инновационной площадки
Приказ №10 от 20.03.2018 «О создании сетевой инновационной площадки»
Инновационные площадки МБДОУ детского сада №29
Построение вариативных моделей сетевого взаимодействия МБДОУ №29 с образовательными организациями и объектами социума

Муниципальная опорная площадка МБДОУ детского сада № 29
«Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия ДОУ с образовательными институтами, семьёй, общественными организациями и объектами социума»
Проект сетевого взаимодействия «Социальный калейдоскоп»
Пилотная площадка по апробации и внедрению ООП «Теремок»
«Применение технологии эффективной социализации дошкольника в образовательном учреждении в условиях перехода на ФГОС ДО»
Сетевая инновационная площадка по теме: «Потенциал образовательной среды ДОО в группах казачьей направленности»
Методические материалы инновационных площадок
Методические материалы проекта «Кем быть»:
Клубный час «Город профессий» в форме большой игры
Мастер-класс для родителей и педагогов по ранней профориентации детей
Схема конспекта занятия «Стрекоза и вертолет»
Схема конспекта занятия «Поможем НЭВЗавчанам с Аркадием Паровозовым»
Планы реализации программ инновационных площадок:
Программа областного форума по проблеме: «Технологии успешной социализации» 2024 год
План работы инновационной площадки «ФГБНУ ИХО и К РАО» «Вариативные модели социокультурной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста» МБДОУ №29 на 2020-2024уч г.г.
Отчеты
15 мая в городе Ростове-на-Дону заведующая детский сад номер 29 Елена Павловна Ажогина приняла участие во Всероссийском форуме воспитателей России : преемственность ценностей и смыслов семьи и детского сада в вопросах воспитания патриотической и социально ответственной личности ребёнка .Елена Павловна поделилась с коллегами опытом работы по теме Клуб «Солнечный дом» как форма, обеспечивающая благополучия во взаимодействии педагога родителя и ребёнка.
В рамках работы работы клуба «Папа особого ребенка» г. Новочеркасска на 2025 год МБДОУ детский сад №29 24 апреля 2025 г. на базе МБДОУ детского сада №47.
Педагоги МБДОУ детского сада №29 представили мастер-классы для родителей.1. Потурнак Елена Михайловна, педагог-психолог МБДОУ детского сада №29
«Секреты не сложных игр направленных на всестороннее развитие детей»
Цель: познакомить родителей с играми, направленными на всестороннее развитие детей в домашних условиях.
Игры : Сортер — это закрытый контейнер в форме куба или другой фигуры, в стенках которого проделаны отверстия разной величины и формы. В комплект входят фигурки, соответствующие этим отверстиям по форме и размеру.
Игры с сортером предполагают подбор фигурки под каждое отверстие. Некоторые варианты игр:
Сбор сортера разными руками поочерёдно. Такое задание развивает координацию движений рук. Также можно предложить ребёнку собрать сортер двумя руками вместе, например, связанными руками.
Использование сортера как конструктора. Можно разобрать сортер-кубик на отдельные грани и использовать их как конструктор. Например, строить одноэтажные деревенские домики и многоэтажные городские дома.
Игра «Сортер на почте». Можно сложить все детали от сортера в грузовик и доставить на почту, а затем выгрузить и расположить по местам — надеть детали-посылки на соответствующие штырьки.
Игра «Сортер на конфетной фабрике». Можно разложить стороны кубика сортера в пустой коробке из-под конфет и поручить ребёнку разложить конфеты-детали каждую на своё место, чтобы не растерялись при перевозке.
Игра «Сортер в ресторане». Можно нарисовать меню — на листе бумаги обвести детали сортера. Задача ребёнка — стать официантом и, рассматривая меню, выбирать блюдо или напиток — деталь.
Игры с сортером развивают логическое мышление, память, внимательность, усидчивость, координацию движений и мелкую моторику рук.
Игры с шариками для малышей .
Основная цель создания— способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки.
Варианты игр могут быть разными:
Выложи такой же рисунок.
Сосчитай кол-во помпонов, проговаривая названия цветов
Выложи из помпонов определенного цвета: геометрические фигуры, цветочек и т.д.
Эти игры помогают ребенку закрепить знания о геометрических фигурах, о цвете, форме и размере.2. Окулич Любовь Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ детского сада №29
«Играем вместе с папой»-игры на развитие речи детей.
Игры на поддувание с детьми дошкольного возраста.
Формирование речевого дыхания – важнейший этап на пути становления связной и правильной речи дошкольника. Наиболее эффективным способом его развития у детей дошкольного возраста являются дыхательные упражнения, которые способствуют формированию плавного и достаточно длительного выдоха и отработке произнесения звуков и слогов.
Мастер-класс по изготовлению игр и использования в домашних условиях.
Импровизированные сказки с детьми.
Цель импровизированной сказки с детьми дошкольного возраста — создание у них доброго, позитивного настроения в процессе сказочного путешествия в дружеской и доброжелательной атмосфере.
Цели таких занятий:
— Развитие творческих способностей. Импровизация позволяет объединить в едином процессе все виды деятельности и сделать интересным сам процесс занятий.
— Расширение словарного запаса. Дети используют в игре свой жизненный опыт, а также знания, накопленные при прочтении народных сказок.
— Развитие коммуникативных навыков. У детей учат произносить слова хором в одном темпе, отражать впечатления в творческой исполнительской деятельности: пляске, пении, игре, художественном слове.
— Воспитание выдержки, внимательности и доброты.
Импровизированные сказки легко организовать и воплотить, они не требуют особого реквизита и подготовки.3. Муленко Ирина Сергеевна , учитель-дефектолог МБДОУ детского сада №29
«Развиваем мышление у детей через игру».
Предлагаем игры, которые можно использовать в домашних условиях.
Игра «Бесконечная классификация»- про животных.
«Бесконечная классификация» — игра, в которой нужно классифицировать карточки с изображениями животных.
Цель: развивать навыки классификации, внимание, память.
Игровой материал: карточки с изображениями животных и некоторых других предметов.
Описание: выложить все карточки и предложить ребёнку отделить карточки с изображениями животных. Затем нужно разделить животных на диких и домашних. Из домашних, в свою очередь, выбрать тех, кто имеет копыта, и отсортировать их на тех, кто с рогами и кто без рогов.
Также можно классифицировать животных по таким признакам, как пушистый — гладконошёрстный, хищник — травоядный, плавает — не плавает, прыгает — не прыгает и другие.
Игра «Что на что похоже»
Игра «На что похоже» направлена на развитие ассоциативности мышления и обучение детей сравнениям разнообразных систем.
Один из вариантов игры. Взрослый предлагает детям рассмотреть рисунок, назвать геометрическую фигуру и определить, на что она похожа. При этом выполняются два варианта задания: сначала дети называют только объекты природы, затем — только объекты «неприроды». Ответивший правильно берёт из коробки жетон. Выигрывает тот, у кого окажется больше жетонов (считают ребята самостоятельно, взрослый только проверяет).
Ещё один вариант игры. На начальном этапе необходим наглядный игровой материал: разнообразные предметы и материалы (сосновая шишка, апельсин, ракушка, лист дерева, кусочек меха и т. д.). В дальнейшем игру можно проводить только в словесном варианте, то есть без опоры на наглядность. Правила просты: нужно ответить на вопрос «На что похож тот или иной предмет?» и аргументировать свой ответ («Потому?», «Чем?»). Выигрывает тот, кто назовёт наибольшее количество предметов, чем-либо напоминающих исходный, и найдёт сходство сразу по нескольким признакам.
Также можно определить «похожесть» предметов на ощупь. Для этого нужно приготовить плотную картонную коробку с прорезями для рук по бокам. Ребёнок «запускает» руки в «волшебный сундучок» и, ощупывая находящийся там предмет (меховая шапка, стакан, кубик, свеча и т. д.), высказывает своё предположение о нём («Что это может быть? На что похоже? Что ещё бывает таким?»). Один и тот же предмет может быть исследован несколькими детьми. По результатам их предположений взрослый делает обобщение, предлагая ребятам определиться с конечным выбором, и затем предъявляет предмет для опознания.4. Баннова Елена Михайловна , музыкальный руководитель МБДОУ детского сада №29
«Использование нестандартных музыкальныхинструментов и театрализованного оборудования в домашних условиях и их значение в развитие детей»
Цель: познакомить родителей с приемами использования нестандартных музыкальных инструментов и театрализованного оборудования в домашних условиях и их значение в развитие детей .
Задачи:
-Развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в ходе игры на инструментах.
-Создать благоприятные условия для развития музыкальных и творческих способностей детей в наиболее сензитивный период их развития.
-Расширять кругозор детей через знакомство и совместное создание собственными руками новых самодельных инструментов.
Вступительное слово.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Аристотель писал: «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования».
Дети очень любят играть на музыкальных инструментах, тем более, если эти инструменты необычны, креативны.
Создавая детский оркестр из самодельных инструментов, мы открываем перед детьми прекрасный мир звуков, способствующих развитию психических процессов (внимание, ощущение, память, мышление, восприятие, воображение; развиваем стремление к сотворчеству, обогащая внутренний мир каждого ребенка.
Обучение детей через творчество способствует проявлению креативности, которая есть в каждом ребенке. Педагогический процесс превращения бытовых шумов в музыку (звон, шуршание, стук, шорох) помогает ребенку самостоятельно организовывать звуки, развивает музыкальный слух и творчество.
Мастер-класс:
Использования нетрадиционных музыкальных инструментов в домашних условиях.
Практическая деятельность: игра на музыкальных инструментах.
Нетрадиционное театрализованное оборудование в домашних условиях.
Вступительное слово.
Домашний театр — одна из лучших форм семейного досуга с детьми.
Пользу этого творческого занятия сложно переоценить. Театр не только позволяет расслабиться и интересно провести время, но ещё налаживает внутрисемейные связи, помогает детям развить речевые навыки и образное мышление, расширяет кругозор и улучшает память.
Цель: Создать условия для повышения компетентности родителей по использованию и изготовлению нетрадиционных атрибутов в театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста, направленных на всестороннее развитие детей.
Мастер-класс:
Предлагается родителям и детям познакомиться с нетрадиционным театром и проявить импровизацию в постановках.
Варежковый, перчаточный театр. Театр из носков Театр, для которого в каждой семье уже есть все необходимое: непосредственно варежки, перчатки, носки, пуговицы, нитки, ножницы, картон…
Штоковый театр в домашних условиях.
Значение использования штокового театра в домашних условиях:
-Развитие речи. Театрализованная игра совершенствует артикуляционный аппарат, стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
-Развитие мелкой моторики. Штоковые куклы полезны для развития мелкой моторики, что способствует развитию речи у детей.
-Эмоциональное развитие. Управляя куклой, ребёнок учится сопереживать и вживаться в роль персонажей сказки, параллельно управляя своими движениями таким образом, чтобы игрушка двигалась так, как это было задумано.
Самое главное при разыгрывании домашнего спектакля – освоить движение игрушки. Без него куклы безжизненны, действие замирает. Поэтому перед ребенком стоит задача – освоить простейшие действия: выход и уход персонажа, наклоны и повороты туловища, его смех или плач. Эти подготовительные упражнения помогают понять возможности каждого персонажа. И проводить такие упражнения лучше всего перед зеркалом, чтобы ребенок мог увидеть себя со стороны, а затем уже перейти за ширму.
Очень хорошо из представлений семейных спектаклей сделать традицию. Например, каждую пятницу все члены семьи принимают участие в постановке выбранного вместе спектакля.
В рамках работы Городского методического объединения воспитателей групп раннего и младшего дошкольного возраста на 2024-2025 г. педагоги МБДОУ детского сада №29 представили опыт работы по теме «Использование инновационных технологий в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста». Также для участников ГМО был представлен «Мастер-класс» по изготовлению нетрадиционного игрового оборудования для детей раннего возраста.
Отчет областного форума по проблеме: «Технологии успешной социализации»
Отчет Областного форума по проблеме: «Технологии успешной социализации»
Отчет «Итоги работы МБДОУ — ММРЦ за период январь — июнь 2023 года»
Отчет «Итоги работы МБДОУ — ММРЦ за период январь — июнь 2022 года Новочеркасск»
Отчет «Итоги работы МБДОУ — ММРЦ за период июль-декабрь 2022 года»
Сведения о функционировании Клуба Молодых семей «Солнечный дом» за 2022 год.
Настало время Добрых дел! В ДК НЭВЗа в преддверии Новогодних праздников2024-2025 г под руководством Управления образования города Новочеркасска, Детско -родительского клуба «Солнечный дома» и клуба «Радуга добра», была организована благотворительная выставка «Новогодний микс». В данной выставке приняли участие детские сады № 31,29,2,18,10,16,57,49,15,62,53,43,11,59,17,4,7,47,56,65,9,5,22,55,37,14,1,19,44,20, 64, а также все неравнодушные жители города Новочеркасска.
На выставке были представлены разнообразные поделки, сделанные руками детей и родителями.
Все желающие смогли не только полюбоваться творческими работами, но и приобрести новогодний сувенир- поделку. По окончании работы выставки , все собранные средства были переданы для ребят с особыми образовательными потребностями из клуба «Радуга добра».
По традиции 13 января 2025 года каждый год во Дворце культуры НЭВЗа проходит Донской вареничный разгуляй.
Данное мероприятие организовано Управлением Образования города Новочеркасска и детско-родительским клубом «Солнечный дом».
На данное мероприятия пришли более 200 семей воспитанников детских садов города и жители микрорайона.
Со славами приветствия к жителям города обратились Константин Сергеевич Хмельницкий, заместитель главы Администрации города Новочеркасска. Екатерина Петровна Удовенко, исполняющий обязанности начальника Управления образования Администрации города Новочеркасска, также поздравила всех присутствующих со Старым Новым годом, отметив при этом важность данного мероприятия в сохранении семейных традиций.
На мероприятии торжественно поздравили семью Гончаренко, которые приняли участие в ежегодном региональном фестивале молодых семей, представив семейный вокально-инструментальный ансамбль.
2024г. был объявлен «Годом добрых дел» в Ростовской области, семьи закрыли этот год и продолжили новый очень замечательным добрым делом — благотворительной выставкой «Новогодний микс» ,на которой были представлены новогодние поделки, сделанные педагогами и семьями воспитанников детских садов города Новочеркасска. В этом году в благотворительной выставке приняли участие семьи из клуба Радуга добра. Клуба создан для оказания социальной поддержки родителям детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Руководителю клуба Василию Александровичу Лыманюку… Общественного уполномоченного по правам инвалидов в Ростовской области были переданы средства, собранные в рамках благотворительной выставки-продажи «Новогодний микс»
На Донском вареничном Разгуляе для всех присутствующих были представлены 30 мастер-классов по лепке вареников .Насладиться вкусом разнообразных вареником смогли все желающие в рамках организованных дегустационных столов. Юные воспитанники детских садов представили творческие номера, показав свои таланты. И конечно же всех покорил подиум: «Вареничный шик», где дети продемонстрировали свои костюмы.
По окончании мероприятия присутствующие выразили слова благодарности организаторам «Донского вареничного разгуляя» .
30 ноября 2024 году Детско-родительский клуб «Солнечный дом» принял участие в ежегодном региональном фестивале молодых семей «Родные- любимые». Участники из города Новочеркасска показали высокий уровень подготовки. В этом году детско-родительский клуб «Солнечный дом» признан лучшим в творческих номерах. «За тихой рекою» представили мамы и дети клуба из танцевального коллектива «Недетское время». Семья Гончаренко, в полном составе ,представили древо своей семьи и замечательный вокально-инструментальный ансамбль. Их номер очень хорошо приняли участники фестиваля. Руководитель клуба «Солнечный дом», Ажогина Елена Павловна поделилась опытом работы клуба по организации социальных и благотворительных Акций. Членами жюри была отмечена работа детско-родительского клуба «Солнечный дом» как качественная, успешная и очень продуктивная.
Фотоматериалы

