Конкурсы ВсКО

Всероссийский фестиваль — конкурс «Во славу Отечества! »

МБДОУ детский сад №29 ,город Новочеркасск продолжает участие во Всероссийском фестивале — конкурсе «Во славу Отечества!»  Реализуя III этап конкурса: «Казак из пригоршни напьется, из ладони пообедает»(казачий быт, семья, традиции, промыслы) , в детском саду для дошкольников был организован тематический центр «Традиционные казачьи промыслы и ремесла» Цель данного центра: формирования у дошкольников патриотических чувств через знакомство с традициями и бытом Донского казачества . В центре дети смогла самостоятельно изготовить балалайку, с помощью гончарного круга смогли изготовить посуду (кувшин, кружка, миска). По желанию дети с помощью карандаша сделали оттиск печати Войска Донского. Самостоятельно вырезали и приклеивали на шаблон -заготовку. В процессе изготовления детьми печати Войска Донского ,педагог кратко объяснял  символику изображения на печати.

В процессе деятельности дети расширили знания   о традициях и быте донского казачества, у детей повысился интерес к истории и традициям родного края.


В средней группе, МБДОУ детского сада 29, в рамках фестиваля «Во славу Отечества», была организована тематическая выставка» Казачьему роду- нет переводу».Родители и дети приняли активное участие. Совместно с ними был сделан макет » Казачий двор», созданы альбомы»Жили — были казаки» , » Мой Новочеркасск «, сделаны иллюстрации казачьего края.

Тематическую выставку смогли посетить воспитанники ДОУ. 


Во все времена семья играла особую роль в жизни человека, предопределяла становление его личности. В семье ребенок впервые усваивает нормы морали, навыки совместного труда. Именно в кругу семьи формируются его жизненные планы, нравственные идеалы. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Колоссальный опыт воспитания в семье бережно хранит и донское казачество. На характер семейного воспитания изначально существенное влияние оказывали донские традиции и опыт народной жизни по формированию личности казачат. В беседе, в рассказах, действиях родители передавали свой жизненный опыт, уклад всей казачьей жизни детям. Все секреты, от военных до бытовых, казаки передавали детям. Казачья семья и казачье общество являлись основой для формирования подрастающего поколения.

В отличии от воспитания детей в крестьянских, дворянских семьях, в казачьих не поощрялось физическое наказание. Вырабатывалось чувство собственного достоинства. Казак рос свободолюбивым, выносливым, преданным своей общине и православной вере. Но родители должны были строго воспитывать своих детей, учили чтить старших, выполнять 10 Заповедей Господних, являющихся жизненным правилом православных казаков. Казаки не относились к своим сыновьям жестоко. Целью наказания было не ударить посильнее, а дать понять, что то, что говорят старшие – ценно, и относиться к этому нужно очень серьёзно.

Казаки считали, что казачат необходимо воспитывать с самого раннего детства. Детям постоянно внушались идеалы доброты и послушания, совести, справедливости, прилежания к труду.

Семья, казацкая община являлись главными воспитателями, которые воспитывали характер воина, защитника, ответственного за свое доброе имя. В казачьих семьях в труде принимали участие даже малые дети. Мать следила за тем, чтобы с малых лет дети умели заботиться о других, оказывали помощь друг другу, старикам. Именно в раннем детстве мать первая вкладывала в воспитание народную мудрость. В воспитание включалось старшее поколение, поощряли трудовые умения и учили, как действовать в тех или иных ситуациях. Их опыт был неоценим. Именно в семье дети усваивали систему норм и правил поведения, учились подчиняться и брать ответственность на себя.

Большое значение отводилось играм. Игры, граничащие с серьезным риском — чехарда, хвач,  игра в зайца, шара, ярки, шкуры, с коня на коня, воспитывали ловкость, воинскую сметку, военные навыки. Каждая игра вырабатывала то или иное умение, которое могло пригодиться казаку в бою. Проводились соревнования по плаванию, гребле, нырянию, бегу, прыжкам, различным видам борьбы – «Спасу», «Гойдку», «Крест-накрест», «На ремнях», и «На палках».

В танцах  — элементы боевой подготовки, рукопашного боя. Прятки и пятнашки учили хорошо маскироваться в разных условиях, от чего часто зависела жизнь казака. Старинная, дошедшая до наших дней игра в «бабки» («кости») вырабатывала глазомер – не зря казаки славились своей меткостью. Кулачные бои проводились «улица на улицу», «станицына станицу». Всё описанное касается обычных бытовых этнических игр. Отдельно в комплексе игрового обучения и воспитания стоят «шермиции» — не только упражнения с шашкой и пикой, но скачки, джигитовка, стрельба, борьба, «кулачки».

Роль отца возрастала по мере роста мальчика. Он учил «порядку и делу», как говорят в народе. Меньше баловал, был строг, требователен. Он учил держаться в седле, ухаживать за лошадью. Но главной задачей отца было вырастить настоящего казака, готового к воинской службе. Народная мудрость сохранила об этом много пословиц: «Где саблей не возьмешь, пикой достанешь», «Казак без коня – как зима без снега», «Сабля казаку и славу принесет, и честь спасет». К будущей военной службе сына готовили с первых дней жизни. Сразу же после крестин малышу давали шашку или пулю и смотрели, как он отреагирует. Если смело брал их в ручки и играл – значит, хороший воин будет! Первый раз мальчик знакомился с воинской наукой, хоть и в игровой форме, в год после первого причастия. Мальчика сажали на коня, и отец вёл его в обход дома, после чего брал сына на руки, а крёстный надевал на них обоих портупею. С трёх лет казачонок учился ездить верхом, а с пяти помогал отцу и братьям в поле. До семи лет он жил вместе с матерью. Когда юному казаку исполнялось семь, он переходил в мужскую половину дома. С этого момента мать не могла ни прикрикнуть, ни одёрнуть сына. Воспитание полностью переходило к мужчинам: отцу и крёстному. 

Рождение казачки не было таким торжеством, как рождение сына. Но и она училась «стать» настоящей казачкой. Также вырабатывалось особое достоинство, хозяйственность. Если мальчика с первых дней готовили к службе, то девочку – к управлению хозяйством. Мать и крёстная с пяти лет учили малышку шить, прясть, готовить. Поначалу эти уроки были наподобие игры. Но дочери сразу объясняли, что к делу нужно подходить с умом и усердием. Дочь во всём была матери помощница. А как иначе? Семьи у казаков большие были, и работы тоже было достаточно. Уже в десять лет юные казачки трудились наравне со старшими и в поле, и в огороде и дома. Когда девочка «входила в возраст» девушки, то начинала готовить приданое – прясть, ткать, шить.  Она тоже проходила своеобразные обряды инициации — например, в 12 лет она «впрыгивала во «взрослую» одежду»: юбку, сарафан или круг, сделанный из пояса. Девочки учились нянчить младших братьев и сестер, готовить, печь хлеб, шить, стирать. Как будет служить казак, зависело и от того, как казачка хозяйство ведет. Помимо бытовых навыков, девочкам прививались и духовные традиции казаков. У них воспитывались уважение к старшим и мужу, доброта, отзывчивость и чистота помыслов. 

Во все времена к воспитанию детей подходили серьёзно. Дети – будущее народа. В современном обществе существует острая необходимость возрождать и развивать традиции семейного воспитания, опираясь на опыт прошлых поколений. Родители должны своим личным примером воспитывать детей, чтобы их слово не расходилось с делом и по отношению к детям родители чувствовали не только долг, но и любовь с заботой. Поэтому, современному поколению есть чему поучиться у наших предков, они умели воспитывать своих детей ответственными, почтительными, умеющими любить свою Родину.

Смотреть презентацию

Смотреть презентацию


Участие во Всероссийском фестивале — конкурсе «Во славу Отечества!»

Второй Этап Фестиваля-конкурса.

Казачья народная песня «Посею лебеду»

Нажмите для просмотра