Условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ

Маленькие глазки-океан души.Ты читаешь сказки, с мамою в тиши. От людей ждешь ласки, доверяешь им. Маленький мой мальчик, дорог и любим. Солнечный ты зайчик, в море острых льдин. Знаю, что злой мир сделаешь другим.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи инклюзивного образования:

  • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
  • совершенствование системы кадрового обеспечения.

Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснащение его специальным оборудованием:
•для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки (реклинаторы); следует предусмотреть наличие пандуса;
• для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;
•для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппараты и другие технические устройства.

Для детей с ОВЗ целесообразно вводить пропедевтические разделы, дающие возможность в более элементарной форме восполнить недостающие знания и представления об окружающем мире. Для отдельных категорий детей с ОВЗ, обладающих особой спецификой развития, предусматривается включение инновационных технологий, оригинальных методик и предметов. Так, например, для детей, имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха используются невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, календарная система (картинки-символы).
Важным компонентом успешного включения ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников является подготовка педагогов к интегративному процессу с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов дошкольных учреждений и программ повышения родительской компетентности.

Что такое инклюзивное образование?

Условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

1.Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья20% обучающихся – дети с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития, дети-инвалиды)
2.Использование специальных учебных пособий и дидактических материаловВ детском саду имеются необходимые специальные технические средства обучения и дидактические материалы для проведения коррекционно-образовательной деятельности с детьми ОВЗ.
3.Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользованияИспользуются специальные технические средства для развития познавательной сферы детей с ОВЗ средствами игровых технологий – планшеты для детей.
4.Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятийГрупповые и индивидуальные коррекционные занятия проводятся в соответствии с календарным учебным графиком, учебным планом, расписание непрерывной образовательной деятельности, режимом дня.
5.Оказание психологической  или другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностям здоровьяОсуществляется постоянно в соответствии с реализуемыми адаптированными основными образовательными программами для детей  с ограниченными возможностями здоровья, планами коррекционно-образовательной деятельности, запросами педагогов иди родителей (законных представителей)
6.Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощьНе предоставляется

Интересная информация и нормативные документы, касающиеся условий  организации обучения и воспитания детей с ОВЗ


Полезная информация для родителей


Локальные нормативные акты

Ажогина Елена Павловна Подписано: 2021-06-24 Квалифицированная подпись: 4159DD2A1E349441FB6143D83BF4B781312B2F04Положение о психолого-педагогическом сопровождении
детей с особыми образовательными потребностями

Ажогина Елена Павловна Подписано: 2021-07-06 Квалифицированная подпись: 4159DD2A1E349441FB6143D83BF4B781312B2F04Положение о психолого-педагогическом консилиуме в МБДОУ детском саду №29

Ажогина Елена Павловна Подписано: 2021-07-06 Квалифицированная подпись: 4159DD2A1E349441FB6143D83BF4B781312B2F04График проведения плановых заседаний ППк на 2021-2022 учебный год

Организация работы по сопровождению детей с ОВЗ

  • Условия организации работы в МБДОУ по обучению и воспитанию детей с ОВЗ.
  • Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса.
  • Создание оптимальных условий (для адаптации детей с проблемами в речевом развитии к учебной нагрузке) невозможно без учета структурной специфики как ведущего (первичного) дефекта у каждого обучающегося ребенка, так и осложняющих его расстройств. В работе педагогического коллектива МБДОУ № 29 апробирована организационно-ролевая структура, включающая базовый компонент, закрепляющий (прямой и опосредованный подход). А именно: для создания условий, стимулирующих развитие импрессивной речи детей старшей группы с ТНР, накопление активного и пассивного словаря воспитанниками подготовительной группы с ТНР используются следующие формы занятий:

-формирующие занятия учителя-логопеда — базовый компонент;
специальные занятия воспитателей — закрепляющий (прямой подход) компонент;
-игровые занятия воспитателей — закрепляющий (опосредованный подход) компонент;
-музыкальные и физкультурные занятия — закрепляющий (опосредованный подход) компонент.

Психолого-педагогический консилиум МБДОУ детского сада №29

В целях обеспечения целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для детей с трудностями в развитии в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, зоной ближайшего развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья в МБДОУ детском саду №29 функционирует ППк.

Цели и задачи ППк

Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого- медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей детского сада и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Задачами ППк детского сада являются:

— выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в детском саду) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;

— профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных срывов;

— выявление резервных возможностей развития;

— определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в детском саду возможностей;

— комплексность в подходах к предупреждению и преодолению отклонений в развитии познавательной сферы ребенка и становлении отдельных сторон его личности;

— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния;

— консультирование родителей (законных представителей) и педагогов в решении сложных и/или конфликтных ситуаций.