Маленькие глазки-океан души.Ты читаешь сказки, с мамою в тиши. От людей ждешь ласки, доверяешь им. Маленький мой мальчик, дорог и любим. Солнечный ты зайчик, в море острых льдин. Знаю, что злой мир сделаешь другим.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи инклюзивного образования:
- обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
- организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
- совершенствование системы кадрового обеспечения.
Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснащение его специальным оборудованием:
•для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки (реклинаторы); следует предусмотреть наличие пандуса;
• для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;
•для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппараты и другие технические устройства.
Для детей с ОВЗ целесообразно вводить пропедевтические разделы, дающие возможность в более элементарной форме восполнить недостающие знания и представления об окружающем мире. Для отдельных категорий детей с ОВЗ, обладающих особой спецификой развития, предусматривается включение инновационных технологий, оригинальных методик и предметов. Так, например, для детей, имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха используются невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, календарная система (картинки-символы).
Важным компонентом успешного включения ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников является подготовка педагогов к интегративному процессу с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов дошкольных учреждений и программ повышения родительской компетентности.
Что такое инклюзивное образование?
Условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
1. | Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | 20% обучающихся – дети с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития, дети-инвалиды) |
2. | Использование специальных учебных пособий и дидактических материалов | В детском саду имеются необходимые специальные технические средства обучения и дидактические материалы для проведения коррекционно-образовательной деятельности с детьми ОВЗ. |
3. | Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования | Используются специальные технические средства для развития познавательной сферы детей с ОВЗ средствами игровых технологий – планшеты для детей. |
4. | Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий | Групповые и индивидуальные коррекционные занятия проводятся в соответствии с календарным учебным графиком, учебным планом, расписание непрерывной образовательной деятельности, режимом дня. |
5. | Оказание психологической или другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностям здоровья | Осуществляется постоянно в соответствии с реализуемыми адаптированными основными образовательными программами для детей с ограниченными возможностями здоровья, планами коррекционно-образовательной деятельности, запросами педагогов иди родителей (законных представителей) |
6. | Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь | Не предоставляется |
Интересная информация и нормативные документы, касающиеся условий организации обучения и воспитания детей с ОВЗ
- Приказ «Об организации в 2017 году работы Службы сопровождения семей с детьми, признанных нуждающимися в сопровождении и социальной помощи.»
- Модельная программа сопровождения семей с детьми, нуждающихся в сопровождении и социальной помощи.
- Модель сопровождения семей с детьми, нуждающихся в сопровождении и социальной помощи.
- Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.(выдержка)
Полезная информация для родителей
- 10 советов родителям детей с ОВЗ
- Памятка для родителей «Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь…»
- В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья
- Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Локальные нормативные акты
Положение о психолого-педагогическом сопровождении
детей с особыми образовательными потребностями
Положение о психолого-педагогическом консилиуме в МБДОУ детском саду №29
График проведения плановых заседаний ППк на 2021-2022 учебный год
Организация работы по сопровождению детей с ОВЗ
- Условия организации работы в МБДОУ по обучению и воспитанию детей с ОВЗ.
- Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса.
- Создание оптимальных условий (для адаптации детей с проблемами в речевом развитии к учебной нагрузке) невозможно без учета структурной специфики как ведущего (первичного) дефекта у каждого обучающегося ребенка, так и осложняющих его расстройств. В работе педагогического коллектива МБДОУ № 29 апробирована организационно-ролевая структура, включающая базовый компонент, закрепляющий (прямой и опосредованный подход). А именно: для создания условий, стимулирующих развитие импрессивной речи детей старшей группы с ТНР, накопление активного и пассивного словаря воспитанниками подготовительной группы с ТНР используются следующие формы занятий:
-формирующие занятия учителя-логопеда — базовый компонент;
специальные занятия воспитателей — закрепляющий (прямой подход) компонент;
-игровые занятия воспитателей — закрепляющий (опосредованный подход) компонент;
-музыкальные и физкультурные занятия — закрепляющий (опосредованный подход) компонент.
Психолого-педагогический консилиум МБДОУ детского сада №29
В целях обеспечения целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для детей с трудностями в развитии в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, зоной ближайшего развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья в МБДОУ детском саду №29 функционирует ППк.
Цели и задачи ППк
Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого- медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей детского сада и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Задачами ППк детского сада являются:
— выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в детском саду) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
— профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных срывов;
— выявление резервных возможностей развития;
— определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в детском саду возможностей;
— комплексность в подходах к предупреждению и преодолению отклонений в развитии познавательной сферы ребенка и становлении отдельных сторон его личности;
— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния;
— консультирование родителей (законных представителей) и педагогов в решении сложных и/или конфликтных ситуаций.